Содержание
Подлодка «Новосибирский Комсомолец» — это подводная лодка проекта Б-396. Спроектирована она была в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» в Ленинграде в конце 60-х начале 70-х годов. А спущена на воду в 1979 году. В этой статье мы прогуляемся с вами внутри этого морского корабля, грозного советского оружия. А также заглянем в главное здание музея ВМФ в парке Северное Тушино в Москве.
Как то давно я посетил обновлённый Северный речной вокзал. Это было почти сразу после его открытия после реконструкции. Об этом есть статья у меня в фотоблоге. И вот, гуляя по сверкающей набережной, я увидел вдалеке по ту сторону Химкинского водохранилища удивительный самолёт, который стоял на воде. И рядом с ним подводную лодку. Конечно это был не самолёт, а экраноплан. Но тогда я этого не знал. Мне стало любопытно и я решил в будущем обязательно найти время и посетить этот дальний для меня уголок Москвы. Посмотреть это место поближе.
Как добраться до музея ВМФ в Москве и легендарной подлодки?
Начну я с того что расскажу как добраться до этого чудного музея. Есть три варианта:
- Заказать такси и не париться.
- Доехать до станции метро «Речной вокзал», далее дойти пешочком до Северного речного вокзала, а там сесть на паром до причала Захарково. После чего пройтись пешком 3 минуты до музея ВМФ.
- Доехать до станции метро Сходненская и пройти пешком по Химкинскому бульвару до набережной и музея ВМФ (5-10 минут).
Можно ещё воспользоваться городским общественным транспортом в виде автобуса, но я не знаю какие маршруты туда ходят и на каких остановках они останавливаются. Я написал лишь те способы, которыми пользовался лично.
Сколько стоит билет для взрослого посетителя?
Всю подробную информацию и по самому музею, подлодке и по билетам, расписанию посещений, вы можете узнать на официальном сайте музея. Мне он обошёлся в 450 рублей. Включал в себя посещение самой подводной лодки и главного корпуса музея ВМФ.
Подлодка «Новосибирский Комсомолец» — грозное оружие Советского флота.
Подводная лодка состоит из семи отсеков и двух корпусов: легкого и прочного. Легкий и прочный корпуса выполнены из высоколегированной стали. Толщина легкого корпуса 5-20 мм. Длина корпуса 90,2 метра. Легкий корпус облицован специальным резиновым покрытием, окрашенным специальной черной краской. Покрытие предназначено для уменьшения шумности подводной лодки при работе многочисленных механизмов на борту, особенно важно при нахождении в подводном положении.
Смотрите подробное видео об этой экскурсии на подлодку в Северном Тушино на моих каналах в YouTube и Дзене.
Подлодку очень трудно обнаружить. За эти качества не зря ее прозвали «Черная дыра в океане». В дни государственных праздников на растяжках вывешиваются флаги расцвечивания. На флоте подъем флага производится в 08.00 в будние дни и в 09.00 в выходные и праздничные дни. Спуск флагов производится при заходе солнца.
Что внутри подводной лодки проекта Б-396.
Первый отсек. Торпедный.
В носовой части отсека находятся шесть торпедных аппаратов, в которые загружаются торпеды или мины.
Подводная лодка могла иметь торпедный боезапас (обычный и ядерный), минный боезапас, и смешанный минно-торпедный. Всего торпед или мин на борту могло находиться 24 шт. Шесть загружались в торпедные аппараты, а 18 находились на стеллажах по правому и левому борту, так называемый стеллажный боезапас.
Торпеда — это боевой подводный самоходный снаряд. В корпусе торпеды находится двигатель (электрический или газовый). В хвостовой части вращающиеся винты. Поэтому торпеды подразделяются на электрические и кислородные. Торпеда движется под водой в заданном направлении на дальность до 19 км.
В носовой части торпеды находится БЗО – боевое зарядное отделение с зарядом взрывчатого вещества (обычный заряд – морская смесь или ядерный заряд), массой 300 кг.
Ещё одно предназначение торпедных аппаратов – выход подводников на поверхность из подводного положения при аварии подлодки и залегании на грунт.
Второй отсек. Аккумуляторный, жилой.
Во втором отсеке находятся аккумуляторные ямы, которые расположены в два яруса. На каждом ярусе находится 112 элементов аккумуляторной батареи, в сумме их в отсеке 224 элемента весом по 720 кг каждый.
Во втором отсеке также расположены жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов корабля. На нижней палубе в агрегатной находились 2 койки. Здесь же расположена каюта командира корабля.
По левому борту располагается буфетная и офицерская кают-компания. Кают-компания это не только место приема пищи, отдыха и общения офицеров, но в случае необходимости, она является и местом оказания медицинской помощи, превращаясь в операционную.
Право на одноместную каюту имели:
- командир корабля
- старший помощник
- заместитель командира корабля по воспитательной работе
- командир электро-механической боевой части
- начальник медицинской службы
В кормовой части отсека расположен гальюн (туалет) для офицерского и мичманского состава, а внизу, только по правому борту, располагался душ. Помывка производилась по боевым частям в три смены. В этом душе мылся офицерский и мичманский состав, часть старшинского состава. Для остального личного состава оборудовался душ, совмещенный с гальюном в 6 отсеке.
Третий отсек. Центральный пост.
Любая подлодка имеет свой мозговой центр — главный командный пункт. Здесь он располагался в третьем отсеке. Отсюда осуществляется оперативное управление всеми процессами, всеми боевыми частями при плавании, как в надводном, так и подводном положении. Для эффективного управления кораблем и организации торпедной атаки корабль оснащен различными средствами.
Для определения параметров движения кораблей вероятного противника и организации торпедной атаки, лодка оснащена автоматизированными комплексами:
- гидроакустический и антенный комплекс (для получения данных подводных целей и ввода их в блок самонаведения торпед)
- комплекс кораблевождения и навигации для получения данных о местоположении корабля и параметров движения подводной лодки и нанесения их на морские навигационные карты
- радиолокационный комплекс для определения параметров движения надводных целей
По правому борту расположены приборы командира боевой части, машинные телеграфы, тахометры, блок клапанов воздуха высокого давления и продувания цистерн главного балласта вручную, гидравлическая машинка воздушной захлопки шахты.
Четвёртый отсек. Аккумуляторный, жилой.
Этот отсек аналогичен второму. Здесь находятся аккумуляторные ямы, жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов. В начале отсека по левому борту расположена радиорубка, которая предназначена для оперативной связи командира подлодки со штабом флота и другими надводными и подводными кораблями в надводном положении.
По правому борту расположен камбуз (кухня), обеспечивающий питанием экипаж лодки.
Питание экипажа в походе организовано одинаково для всех. Приготовление пищи производилось из одних и тех же продуктов и в одинаковом количестве для каждого члена экипажа. Использовались продукты высшей категории.
В рацион подводника включались деликатесы: икра, балыки, колбасы твердого копчения, консервированные оленьи языки, севрюга, мясо, рыба, в том числе красная, яйца, овощи, фрукты, сметана, мед, сгущенное молоко, варенье и джемы, вобла.
Смотрите подробное видео об этой экскурсии на подлодку в Северном Тушино на моих каналах в YouTube и Дзене.
Ежедневно каждый член экипажа получал дополнительный паек за обедом 20 граммов черного шоколада и 50 граммов сухого красного вина. Вино выдавалось для улучшения состава крови, улучшения пищеварения и повышения тонуса организма в условиях замкнутого пространства.
Пятый отсек дизельный.
Это сердце подводной лодки. Подлодка имела три дизеля, которые входят в состав главной энергетической установки.
Мощность двигателя – 1900 л.с. Эти дизели в свое время были признаны самыми лучшими в мире в своем классе не только по мощности, компактности, надежности, но и по экономичности, что является их главным достоинством.
Когда все три дизеля работают на полную мощность, в отсеке грохочет 43 тонны раскаленного металла с огромной теплоотдачей. Уровень шума превышал 120 Дб. Для понижения температуры воздуха в отсеке работала судовая вентиляция и отсечный воздухоохладитель. Однако в южных широтах это не спасало от жары. Температура в отсеке достигала +50-60°С. Мотористы менялись через каждые 15-20 минут, а не через 4 часа как обычная вахта. Потому что выдержать это время в отсеке невозможно физически.
Шестой отсек подлодки. Электромоторный.
Помимо трёх гребных электродвигателей в этой части подлодки размещались семь коек. А по правому борту в корме располагался совмещенные гальюн и душевая.
В душевой использовалась только забортная морская вода. Ее температура на глубине в северных широтах могла быть от -1°С до 0°С. Поэтому для мытья личного состава вода подогревалась в водяных теплообменниках системы охлаждения. Помывка производилась в основном 1 раз в неделю по субботам, строго по расписанию.
Чтобы привести себя в порядок, каждому отпускалось 10-15 минут. Изобретенное нашими химиками специальное мыло и шампунь позволяли мыться в соленой забортной воде. После помывки выдавалось одноразовое постельное и нижнее белье на 10 дней. Использованное белье собиралось, упаковывалось и удалялось за борт через устройство для удаления контейнеров. В достаточно агрессивной, едкой и соленой морской воде тонкое белье из хлопка за короткий период времени разъедалось и растворялось.
Седьмой отсек кормовой, жилой.
В отсеке показаны общекорабельные системы, механизмы и устройства, приводы управления кормовыми рулями. Этот отсек был также жилым. Здесь же и питались старшины и матросы на раскладном столе и лавочках, по аналогии с первым отсеком.
Сейчас в отсеке находится 9 коек, а было 12. Располагались в 2-3 яруса. Длина койки 1 м 80 см. Здесь же, в часы свободные от вахты, матросы смотрели художественные фильмы с помощью кинопроектор «Украина», представленного в экспозиции.
Вся подлодка освещалась специальными светильниками, выполненными по морской технологии брызгозащитного и герметичного исполнения.
В то же время, плафоны светильников используются для проведения одного из ритуалов – «посвящение в моряки-подводники». При первом выходе в море на боевую службу молодых моряков, на глубине 100 метров. Посвящаемый в подводники был обязан выпить из этого плафона 350-500 граммов забортной соленой, холодной воды, при этом не отрываясь и не морщась.
После этого ритуала зачитывается приказ по громкоговорящей корабельной связи и молодому члену экипажа вручалось удостоверение «Моряк-подводник» с указанием даты и места погружения подлодки.
Смотрите подробное видео об этой экскурсии на подлодку в Северном Тушино на моих каналах в YouTube и Дзене.
Здание музея ВМФ России.
Музейный комплекс на территории парка «Северное Тушино», посвящён истории военно-морского флота России. Открыт он был 26 июля 2006 года. Комплекс состоит из самой подлодки, экраноплана и катера на воздушной подушке, а также здания с некоторыми экспонатами и макетами подводных лодок разных временных эпох СССР и России.
Также в здании музея представлены личные вещи моряков, офицеров ВМФ и другие предметы. В целом экспозиция не большая, размещена на двух этажах. Кроме этого на набережной можно увидеть некоторые другие экспонаты, связанные с военно-морским флотом.
После экскурсии настоятельно рекомендую прогуляться по набережной и по парку Северное Тушино. Особенно если будет отличная погода!
Спасибо, что дочитали мой рассказ до конца!
- Ютуб — канал «Сам по миру — жизнь москвича».
- Дзен — канал “Сам по миру — жизнь москвича”.
- Телеграмм-Канал «Сам по миру».
- Группа VK «Сам по миру — жизнь москвича».
Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь, если вам понравилось то, что я делаю!