«Парад трамваев» — уникальное событие для любителей истории московского электротранспорта. Это мероприятие на котором стоит побывать всей семьёй! В этом году он состоялся в середине апреля в очень солнечный и прекрасный день.

Московский трамвай – не просто средство передвижения, а настоящий символ столицы. В этом году жители и гости города получили уникальную возможность увидеть парад исторических вагонов, который стал настоящим праздником для всех любителей городского электротранспорта. Местом проведения этого события стало главное трамвайное депо города Москвы имени Апакова.
Посмотреть видео с парада трамваев в Москве вы можете на моём канале в Rutube и YouTube.
История трамвайного депо имени Апакова
Замоскворецкий трамвайный парк начал работу 22 июля 1909 года (4 августа по новому стилю). Производственное здание было построено по проекту инженера Владимира Шухова на территории 2,25 га. Архитектором комплекса выступил М. Н. Глейниг. При строительстве были применены передовые инженерные решения того времени: паро-воздушное отопление с котлами ланкширской системы и оригинальное утепление кровли.

В сентябре 1923 года парку было присвоено имя революционера и вагоновожатого Петра Лукича Апакова. Первая реконструкция прошла в 1929-1932 годах, после чего парк получил возможность эксплуатировать вагоны КМ Коломенского завода. В 1932 году все трамвайные парки столицы были переименованы в депо, закрепилось современное название.

В 1930-х годах депо обслуживало маршруты по всему городу. До Второй мировой войны на линии выходили даже дореволюционные вагоны «Ф» (фонарные) без дверей. К началу 1940-х годов в депо работало более 2000 человек.
После войны депо стало испытательным центром трамвайной техники. Здесь тестировались модель МТВ-82 и первые серии с Рижского вагоностроительного завода. С 1959 года парк пополнился вагонами Tatra T2 и Tatra T3.

В 1960-х годах депо прошло капитальный ремонт, были построены новые производственные помещения. В этот период эксплуатировались вагоны РВЗ-50, РВЗ-51, РВЗ-55, РВЗ-60. Депо обслуживало популярные городские маршруты, включая знаменитый маршрут «Аннушка» («Трамвай А»).



Современная история трамваев в Москве.
В начале 1990-х депо начало использовать вагоны КТМ-8, а с середины десятилетия — модель КТМ-21. В 2000-х годах сеть обслуживания включала 11 маршрутов, ежедневно перевозя до 400 тысяч пассажиров. В 2007 году возник проект сноса депо для строительства жилого комплекса и торгово-офисного центра. Однако благодаря градозащитникам и горожанам, объединённым в движение «Москвичи за трамвай», проект был отменён.


В декабре 2015 года депо было преобразовано в Трамвайную площадку №1 Единого трамвайного филиала ГУП «Мосгортранс». В 2020 году депо было закрыто на реконструкцию. К моменту закрытия оно ежедневно обслуживало более 100 вагонов, перевозя 72000 пассажиров. 10 сентября 2021 года началась реконструкция, направленная на модернизацию производственных мощностей для работы с современными трамваями «Витязь-М».
Сегодня депо продолжает свою работу, являясь одним из ключевых транспортных узлов Москвы и обслуживая маршруты Центрального, Южного, Юго-Западного, Юго-Восточного и Восточного административных округов столицы.

Посмотреть видео с парада трамваев в Москве вы можете на моём канале в Rutube и YouTube.
Маршрут и программа парада трамваев.
Парадный маршрут пролегал по знаковым местам столицы, позволяя участникам и зрителям насладиться не только красотой старинных вагонов, но и историческими локациями города. В колонне проследовали как раритетные модели начала XX века, так и более современные экземпляры советского периода.

Экспозиция парада включала несколько десятков вагонов различных эпох. Особого внимания удостоился вагон типа “М”, ставший символом московского трамвая 1930-х годов, а также редкие экземпляры довоенного периода, восстановленные специалистами Музея транспорта Москвы.



Праздничная атмосфера сопровождалась выступлениями музыкальных коллективов, тематическими фотозонами и лекциями от историков городского транспорта. Все желающие могли не только наблюдать за парадом со стороны, но и стать пассажирами исторических вагонов на специальных экскурсионных маршрутах.



Современные технологии также нашли свое отражение в мероприятии. На площадках парада были представлены инновационные разработки в области электротранспорта, включая новые модели экологичных трамваев, которые уже скоро появятся на улицах столицы.
Мероприятие привлекло внимание не только москвичей, но и туристов, интересующихся историей городского транспорта. Парад стал ярким доказательством того, как важно сохранять культурное наследие и передавать его следующим поколениям.


Организаторы пообещали сделать “Парад трамваев” ежегодным событием, что дает надежду на дальнейшее развитие подобных культурных инициатив в столице.
Другие статьи об интересных местах Москвы и прогулках по столице России читайте в моём фотоблоге.
Спасибо, что дочитали мой рассказ до конца!
- RUTUBE — канал «Сам по миру — жизнь москвича»
- Ютуб — канал «Сам по миру — жизнь москвича».
- Дзен — канал “Сам по миру — жизнь москвича”.
- Телеграмм-Канал «Сам по миру».
- VK VIDEO «Сам по миру — жизнь москвича».
Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь, если вам понравилось то, что я делаю!