Гоанская жизнь или кайф под пальмами.

Гоанская атмосфера, гоанские запахи, гоанские закаты. Всё это мне хорошо знакомо, ибо в Гоа я был уже много раз и очень люблю это место. Как же я был рад и счастлив, что наконец вернулся сюда. Что завершающим этапом нашего путешествия по Индии станет мой любимый штат Гоа.

В этот раз, в Гоа мы приехали на поезде из Мумбая. Рано утром мы вышли из вагона в городе Маргао, вдохнули незабываемый гоанский воздух, размялись и пошли к выходу с вокзала заказывать такси до северной части штата. Нам нужен был Мандрем. Там я забронировал для нас два хороших номера в отеле Parvati suits.

Такси из Маргао до Мандрема нам обошлось в 1800 рупий. Это нормальная цена. У вокзала стоит специальная официальная будка для заказа такси. Поэтому сразу идите туда. Не тратьте время на частников. Быстро погрузившись в машину, мы поехали и примерно через полтора часа уже были на месте.

Заселившись в гестхаусе, мы с другом решили немного пройтись по гоанским окрестностям Мандрема. Было ещё раннее утро и многие ресторанчики и магазинчики были закрыты. Кстати забыл сказать несколько слов о нашем жилье.

Parvati suits хорошее место, во-первых, нас быстро заселили, и мы не ждали стандартного время размещения. Во-вторых, мне очень понравился мой номер. Он был большой, просторный и с кухней. Ну и в третьих у отеля было неплохое расположение. Рядом с основной дорогой и в то же время близко от моря (пешком 5 мин). Под боком также имелись все необходимые заведения: и магазинчик с вином, и гоанская лавка с фруктами, и пару уютных ресторанчиков.

Итак, разместившись в номере и разложив свои вещи, я спустился на ресепшн и отдал в прачечную большой пакет с грязным бельём. Его немало накопилось с Варанаси. Обошлась мне эта услуга всего в 200 рупий. Потом мы собрались и пошли гулять.

Гоанская атмосфера — что это такое.

Многие говорят что в Гоа есть своя особая атмосфера. Специфическая, гоанская. Попробую разобраться что это такое. И есть ли она вообще.

В этом штате Индии я был уже много раз, на протяжении наверное лет десяти. Посетил практически все места этого побережья, как на севере, так и на юге. И действительно, какая-то особая атмосфера здесь определённо присутствует, что выделяет Гоа от других похожих мест в Азии.

Всё кроется в мелочах, в деталях. Гоанские пляжи, гоанское море и песок, гоанские краски и запахи, люди и музыка, цветы и вывески, неповторимая гоанская кухня и даже собаки здесь какие — то другие, свои, гоанские. Всё это и создаёт отличительную атмосферу Гоа. Сложно это передать словами и фотографиями, это определённо нужно ещё и прочувствовать.

Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.

Северное Гоа. От Анджуны до Арамболя.

В Мандреме, а точнее в северной части Гоа мы остановились на 6 дней. Ещё 5 дней решили провести на юге в Палолеме, но об этом позже. В планах был просто отдых и катание на байках. Никаких экскурсий, только свободное блуждание туда куда глядят глаза и куда есть желание.

Сразу после приезда мы пошли в Арамболь. По пляжу из Мандрема до него идти чуть больше часа неспешным шагом. Да и куда торопиться? Слева море, волны. Под ногами ровный гладкий и твёрдый песок, а справа пальмы. Ранним утром народу на пляже ещё мало. Только рыбаки да спортсмены. Кто-то бегает, кто-то занимается йогой, кто-то медитирует в одиночестве. Ну а некоторые просто насыщают своё тело утренним щадящим гоанским солнцем.

Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.

В Арамболе мы встретились с ещё одним моим давно знакомым товарищем. Он каждый год уезжает из Москвы в Гоа на зимовку. Вот и в этот раз он обосновался в своём излюбленном местечке на скалах в самой северной части Арамболя. Гоанская идиллия. Хотя, лично мне сложно находиться без дела много месяцев, а точнее в одном и том же месте. Всё же хочется порой сменить обстановку и локацию.

Нет, мне нравиться Арамболь. Сюда в основном съезжаются люди, прилетевшие в Индию надолго. Здесь они снимают дома и живут месяцами. Очень много творческих и интересных людей.

Гоанский бизнес или на что живут некоторые.

Вечерами некоторые из них устраивают на пляже Арамболя распродажи своих поделок или демонстрируют свои умения и навыки.

Продавец пирожков и чая
Шаман-целитель

Например этот предприимчивый мужичок в зелёной рубашке придумал аттракцион для индусов. Точнее сама забава была придумана уже давно, но в Индии видимо о ней не знали. Каждому желающему нужно было проехать на велосипеде несколько метров. Вроде ничего сложного, но вся фишка в том, что руль и колесо реагируют наоборот. Ты поворачиваешь руль направо, а колесо разворачивается налево. Согласитесь, сориентироваться сложно.

Естественно не за просто так, а за денежку. Даётся три попытки. Если получается, то тебе денежный приз 1000 рупий, ну а если нет, то 100 рупий вынь да положь. Нужно ли говорить, что отбоя желающих у мужичка не было?

В общем каждый зарабатывает как может и чем может. Есть и фрилансеры, но интернет в Гоа как был слабым, так таким и остался. Во всяком случае во многих местах побережья. Да и электричество тоже периодически выключают.

Как приятно было пройтись по до боли знакомым местам Арамболя, по торговым рядам у подножьях скального мыса и по его каменистым тропинкам. Посидеть в кафешках с видом на море. Вкушать прекрасную запечённую в тандуре рыбку и наслаждаться освежающим ветерком.

Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.
Гоанские собаки. Преданно ждут свой кусочек какой-нибудь вкусняшки.

О переменах в Гоа.

В этом 2020 году по моим наблюдениям русскоязычных туристов на гоанских просторах прибавилось. Ну так мне показалось. Всё больше и больше люди стали выбирать места для отдыха в районах от Морджима до Арамболя. Пользующиеся большой популярностью Калангут, Бага и Анджуна стали сдавать свои позиции. На их места пришли индусы.

В принципе за все эти годы здесь мало что изменилось. Какие — то шэки (кафешки на пляжах) закрылись, какие-то открылись, какие-то просто сменили свои названия. Больше стало отелей и бунгал. Пляжи стали чище. Во многих местах наконец появились мусорные баки. Дороги стали безопаснее, с подавителями скорости, с разметкой и даже с освещением на многих участках.

Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.

Есть изменения и в худшую сторону. Главным таким плохим изменением на мой взгляд стало поведение самих индусов и их отношение к туристам. Не тех, которые сюда приезжают на отдых, а тех которые здесь живут и работают. Присытились они туристами. Стали завышать цены на многие товары и услуги и не особо их снижают в ходе торговли. Участились случаи развода или обмана. Цены на жильё тоже взвинтили.

И кстати во многом такое произошло благодаря нам, русскоязычным иностранцам. Не секрет, что в Гоа, точнее в северную его часть, прилетают на отдых в основном русскоязычные. Туристы из Европы, Австралии или США приезжают сюда всё реже и реже. Опять же это только из моих наблюдений. Практически всё здесь, от Калангута до Арамболя, русифицировано. Кафе, меню, вывески, магазины. Вот и приучили.

Меню ресторана Кинара в Арамболе.

Вместе с тем всё в мире меняется, но некоторые детали остаются неизменными. А именно продавцы на пляжах. Гоанский маркетинг поначалу всем кажется агрессивным и навязчивым. Но потом, вырабатывается иммунитет и всё это начинает восприниматься как часть гоанской атмосферы.

Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.

На севере Гоа мы пробыли 6 дней.

Катались на байках в самую северную точку Гоа на пляж Кверим, наведались в джуйс-центр в Чапоре и посетили Анджуну. Хотели побродить по блошиному рынку, но к сожалению он оказался закрыт (он работает по средам). Кстати байки (скутеры) нам обошлись в 400 рупий / сутки за байк. Конечно, если арендовать на большее время, то цена заметно будет ниже.

Фонарные столбы на набережной Кверима. От ржавчины уже все развалились.
Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.
Набережная Кверима. Самая северная точка Гоа.
Цены в джуйс-центре Джа Ганеш в январе 2020 года.

Про пляжи. Гоанская особенность.

И всё же самый кайф это гулять босиком по гоанским пляжам. Широченные, плоские, с плотным песком. Они тянутся на многие километры. Из Мандрема можно дойти и до Морджима и до Арамболя. Главное не переусердствовать с полуденным обжигающим солнцем. В этом смысле гулять лучше или рано утром, или под вечер, перед закатом. Что и делают многие путешественники и туристы.

Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.

Только здесь, сидя на песочке и глядя в морской горизонт, задумываешься о главном, о своих мечтах, о прошедших днях и о грядущем будущем. Ну или просто наслаждаешься, отдыхаешь, освобождаешь свою голову от всех мыслей и тревог.

А некоторых опьяняет не только море.

Наконец пляжи Гоа теперь по праву можно назвать одними из самых чистых в Азии. И это не преувеличение. Ещё лет 10 назад я бы посмеялся над этим утверждением, повсюду валялся мусор от стекла до пластика. Теперь же отношение к своей природе у местных жителей изменилось. Да и законы заставляют. И это правильно!

Южный Гоа. Палолем.

Отдохнув на севере, мы переехали на юг. Стоимость такси из Мандрема до Палолема составляет 3500 рупий. Такую цену вам будут говорить местные таксисты, но позже они с лёгкостью сбавят её до 3000 рупий. Хозяин нашего отеля в Мандреме, где мы жили, предложил нас отвезти за 2500 рупий, конечно я с радостью согласился. Но потом, когда мы уже приехали в Палолем, он вдруг заявил, что мы ему должны 4500! Естественно после такого заявления пришлось серьёзно поскандалить.

Такую наглость от этого индуса я явно не ожидал. Была договорённость, а теперь цена вдруг выросла аж на 2000 рупий. В итоге после нескольких долгих минут препирательств и спора, я отдал ему 3000 рупий и на этом наш конфликт был исчерпан. Мы пошли заселяться в наш отель в Палолеме, а он уехал обратно на север. Настроение этим утром было изрядно испорчено.

Успокоить моё взбудораженное состояние помог наш отель Sea Shades. Дело в том, что в прошлый раз моего пребывания в Палолеме я уже останавливался здесь и снимал один из домиков. Мне очень понравилось это гоанское место. Очень уютное и красивое. Персонал внимательный и гостеприимный. До моря пешком идти всего 2-3 минуты.

Домики расположены на огороженной территории в гуще растений и пальм. Сами бунгала очень комфортные, есть кондиционер, холодильник и телевизор и небольшое крыльцо со столиком и креслами, где вечером можно расслабившись попить пивка или вина. Гоанская шанти-шанти.

Гоанская жизнь на Палолеме не сильно отличается от северных пляжей Гоа.

Вместе с тем есть и некоторые различия. Например в глаза сразу бросается то, что в Палолеме гораздо меньше русскоязычных туристов, чем на севере. Меньше русифицированных кафе и шеков. В некоторых заведениях меню только на хинди и английском языке. Это не хорошо и не плохо, это просто заметно.

Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.

Сам по себе пляж не длинный, но очень живописный. В этом году народу здесь прибавилось. Увеличилось количество бунгал и кафешек. Вместе с тем Палолем по-прежнему остаётся одним из самых любимых моих мест в этом уголке мира.

А вот на каяках я так и не плавал.
Крикет — национальная игра Индии, привезённая им англичанами.
Гоанская жизнь. Северное и южное Гоа. Путешествие по Индии.
Знаменитый естественный памятник Палолема.

Здесь нам было отведено всего 5 дней, после чего наше путешествие по Индии заканчивалось. Мы не брали байки, мы расслабились и просто отдыхали. Ходили на пляж, купались, загорали, наслаждались красотой и занимались шопингом. В общем всем тем, чем занимается обычный турист отпускник.

Меню небольшого джуйс-кафе в Палолеме.

И конечно мы наслаждались едой. Гоанская кухня это особая песня! Бириани, пакора, супы, салаты и конечно гоанская рыба! В последний вечер перед долгой дорогой домой, мы шиканули и заказали по одной большой рыбине, запечённой в тандуре. Сели за столик на пляже, почти у самой кромки воды и в свете горящих свечей съели это чудо почти целиком! Рыба оказалась восхитительна!

К слову выбор рыб в Гоа не маленький, но и не дешёвый. Цена зависит от разновидности и размера рыбины. От 600 до 2000 рупий. Есть и кальмары, креветки и лобстеры и даже более диковинные морепродукты, но их наличие зависит от улова.

И всё же не все пять дней мы лениво потратили в Палолеме. Один день был потрачен на экскурсию в Мурудешвару и Гокарну. Это было обязательным пунктом моего путешествия по Индии. Мне хотелось увидеть своими глазами самую большую статую Шивы в мире. Но об этом в отдельном посте.

Итоги моего путешествия по Индии.

Но вот собственно и всё. Палолем был последней точкой нашего путешествия. Позади остались Нью-Дели, Агра, Варанаси, Ришикеш и Девпрайяг, ну и конечно Мумбай. Индия огромная страна и мест достойных для посещения, красивых и интересных, ещё осталось великое множество. Это страна с увлекательной и удивительной историей, культурой, традициями и конечно людьми.

Теперь о меркантильном, многие меня спрашивают «во сколько обошлось тебе это путешествие?». Ну что ж, давайте посчитаем.

Авиабилеты:

• Ришикеш — Девпрайяг — Ришикеш — 1275 руб
  • Мурудушвару и Гокарна — 3700 руб

Итого: 81246 рублей.

Приплюсуйте к этой сумме расходы на многочисленные моторикши, билеты в достопримечательности, катание на лодках в Варанаси и питание. В этой части я детализацию делать не буду, так как всё равно точно не вспомню все свои переезды и траты. Про расходы на личные второстепенные нужды, такие как сувениры, шмотки, лекарства и специи, алкоголь и сладости, я тоже не упоминаю, тут уже каждому своё.

Вместе с тем, если у вас всё же есть вопросы, то задавайте их в своих комментариях. Также буду рад любым отзывам и пожеланиям. Кроме этого ещё раз обращаю внимание на мой форум для самостоятельных путешествий, в котором вы можете написать о своём уникальном опыте и поделиться с другими своими историями.

И конечно буду рад репостам!