Тадж-Махал и другие сокровища Агры.

Вторым этапом нашего путешествия по Индии был город Агра. Очень хотелось наконец “вживую” взглянуть на одно из чудес света – Тадж-Махал. Говорят, кто не видел Тадж-Махал, тот в Индии не бывал. Вот мы и решили это проверить. Так ли он чудесен и красив? Так ли он величественен, как о нём говорят?

Из Нью-Дели туда мы решили доехать на поезде. Билеты я покупал через приложение IXIGO (очень удобно и понятно, но нужно предварительно зарегистрироваться и верифицировать свой е-мэйл и номер телефона). Ехать до Агры в принципе не долго, часа 2-3 на скоростных экспрессах. Но в январе, по утрам, почти все города северной части Индии поглощал непроглядный туман. В том числе и по этой причине, все поезда приходили с большими опозданиями.

поезда в Индии
В вагоне экспресса до Агры.

Вот и мы вместо обещанных 2-х часов добирались до Агры почти 4 часа. Вместе с тем торопится было некуда, так как заселится в отель рано утром всё равно не получилось бы. Нужно ждать время заезда. Поэтому мы не торопились. Спокойно вышли из поезда, в специальной будке у вокзала заказали такси и не спеша доехали до отеля.

Отель я выбрал рядом с Тадж-Махалом, с самым главным сокровищем Агры, да и пожалуй всей Индии. Пешком до входа в достопримечательность идти не более 5 минут. Hotel Sidhartha – недорогой, вполне комфортный и чистый отель с очень приветливым персоналом. Есть свой ресторанчик во внутреннем дворе. Очень хороший получился выбор для остановки на одну-две ночи в Агре.

Индия

Тадж-Махал. Мраморный дворец Агры.

Сбросив вещи в наших номерах, мы вышли из отеля и двинулись к западным воротам Тадж-Махала. Здесь же расположена касса, к которым уже выстроились немалые очереди. Тут же к нам сразу подошёл гид, с официальным бейджем на груди и предложил свои услуги. Изначально он просил 1000 рупий, но потом спустился до 500. Мы отказались, но не потому что нам было не интересно, а потому что мы слабо знаем английский. Точнее не достаточно хорошо, чтобы бегло понимать английскую речь и тем более говорить.

Индия
Вход в Тадж-Махал для иностранцев стоит 1100 рупий
и 1300 рупий с посещением мавзолея.

В общем мы решили прогуляться самостоятельно. Отстояв очередь к кассам, мы купили билет и встали в другую очередь к контрольным рамкам на входе в исторический комплекс. В связи с этим рекомендую Тадж -Махал посещать в будние дни, а не в выходные как мы и уж тем более не в праздники. Чтобы избежать столпотворения.

Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия

Пройдя западные ворота, мы попали в парковую зону Тадж-Махала. А после Великих ворот нашему взору наконец открылся и сам Тадж-Махал. Дворец действительно впечатляет! Огромный, ослепительно белый, красивый и всеми узнаваемый! В переводе с языка урду – Корона-дворцов!

Агра. Тадж-Махал. Индия
Великие ворота.
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Тадж-Махал.

Немного истории (из википедии):

“...Тадж-Махал был построен по приказу потомка Тамерлана, падишаха империи Бабуридов Шах-Джахана, в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всеми признанных шедевров всемирного наследия».

Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году. Работали 20 тысяч ремесленников и мастеров…

Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже — строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. …”

Агра. Тадж-Махал. Индия

Приехать сюда и не сделать сэлфи на фоне такой красоты и такой истории, не позволительно.

Ещё в поезде я заметил одну группу студентов, которые в сопровождении преподавателя ехали в Агру. А одна из девушек, всю дорогу наряжалась и делала макияж. И всё это только ради фотосессии на фоне Тадж-Махала. Уверен она получила то, что хотела в лучшем виде!

Кто меня знает, тот знает, что я не любитель всяких там сэлфи и самолюбований, но тут тоже не удержался и попросил своего друга сфотографировать меня на фоне Тадж-Махала.

Агра. Тадж-Махал. Индия

Подойти ближе к самому мавзолею-дворцу можно только без обуви. Или, если вы не хотите оставлять без присмотра свои ботинки, можно надеть бахилы. Их раздают тут же, при входе.

Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия
Агра. Тадж-Махал. Индия

С северной стороны Тадж-Махала протекает река Джамна. За этой рекой расположен парк, из которого так же открывается красивый вид на это чудо света.

Агра. Тадж-Махал. Индия

Внутри Тадж-Махала снимать запрещено. Поэтому камеры мы убрали. По сути это большой мавзолей, в центре которого расположены две гробницы. Люди проходят вокруг них, не останавливаясь. Некоторые кидают к саркофагам монеты, загадав при этом желание.

Чтобы насладится красотой Тадж-Махала, погулять не спеша по всем тропинкам окружающего его сада и сфотографироваться в разных ракурсах, достаточно два часа, не больше. Также рекомендую воспользоваться услугами гида и послушать интересные рассказы об истории и мифах этого места.

Кстати обращаю внимание тех, кто соберётся в Агру: пользоваться квадрокоптерами (летающими дронами) здесь строго запрещено! Такое предупреждение висит почти в каждом отеле.

Где можно покушать и какие цены в кафе.

После осмотра Тадж-Махала можно не слабо проголодаться. Так случилось и с нами. В основном все кафе и ресторанчики сконцентрированы на основных туристических улицах, прилегающих к Тадж-Махалу. Здесь же расположены и магазины, и сувенирные лавки, и туристические агентства.

Агра. Индия
Агра. Индия
Агра. Индия
Агра. Индия
Агра. Индия

Наиболее популярными у туристов являются кафешки, находящиеся на крышах домов (например Sankara Vegis Restaurant). Всё-таки и шума меньше и есть хорошие виды на город. Еда преимущественно вегетарианская, мясных блюд практически нигде нет. Крепкий алкоголь тоже в ресторанчиках не продают, только пиво и за дорого. Но если совсем хочется что-нибудь покрепче, то в некоторых местах есть специализированные алкомаркеты или Wine shop. Там есть и вино, и ром, и пиво.

Меню вегетарианского ресторана с ценами на январь 2020 года.

Всё очень вкусно. Цены на еду приемлемые:

  • Овощные котлеты – 150 рупий,
  • котлеты с сыром и яйцом – 180 рупий,
  • жареный рис с овощами – 140 рупий,
  • масала чай – 50 рупий.

Подкрепились, можно двигаться дальше. Рядом с Тадж-Махалом есть и другая не малоизвестная и тоже очень популярная достопримечательность – Агра Форт или ещё его называют Красный Форт, как в Дели.

Агра Форт (Agra Fort).

Пешком от Тадж-Махала до форта идти далековато, поэтому мы взяли моторикшу (тук-тук) и через 10 минут были на месте.

Агра форт (Красный форт). Индия

Итак, Агра Форт – крепостное сооружение, служившее в эпоху империи Великих Моголов резиденцией правителей. В 1983 году был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вход в Агра Форт стоит для туристов 650 рупий, если платите наличными и 600, если оплата проходит через мобильное приложение.

Агра форт (Красный форт). Индия
Кассы Агра Форта.
Агра форт (Красный форт). Индия

“… Строительство собственно форта началось в 1565 году по инициативе Акбара Великого, который в 1558 году перенёс столицу из Дели в Агру. Здесь он реконструировал старый и полуразрушенный форт Бадалгар (по сведениям придворного историка Абдул-Фазала). Уже в 1571 году форт был полностью обнесён стеной из раджастанского красного песчаника. …” (из википедии).

Красный форт действительно сильно впечатляет, не меньше чем в Дели.

Территория форта огромная. На осмотр этой достопримечательности можно смело закладывать пару часов. Место интересное и красивое.

Агра форт (Красный форт). Индия
(Красный форт). Индия
(Красный форт). Индия
(Красный форт). Индия

“…Преемники Акбара Великого, прежде всего Шах-Джахан, расширили форт в начале XVII века. В то время как при Акбаре отдавалось предпочтение красному песчанику с элементами мрамора. При Шах-Джахане в качестве строительного материала употреблялся белый мрамор с узорами из золота и драгоценных камней. …” (из википедии).

Агра форт (Красный форт). Индия
Гид рассказывает поучительную историю англоязычным туристам.

Традиционно в выходные и праздничные дни Агра Форт посещают наибольшее количество гостей. Поэтому, если у вас есть возможность, то приезжайте сюда в будние дни.

Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия

…Весь комплекс имеет форму полумесяца и обнесён стеной, высота которой составляет 21 метр, а периметр насчитывает 2,4 км. Стена, как и большинство находящихся в Красном форте сооружений, построена из красного песчаника, который и дал форту его название. Двое главных ворот, Делийские и Лахорские ворота, образуют вход в Красный форт. Внутри находятся представительные дворцы, несколько мечетей и сады. Архитектурный стиль гармоничным образом сочетает элементы исламского и индуистского зодчества. …” (из википедии).

Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия
(Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия
Агра форт (Красный форт). Индия

А ещё в парке форта можно покормить белок. Их тут обитает бесчисленное количество и они совершенно не боятся людей.

(Красный форт). Индия
(Красный форт). Индия

Вообще на осмотр всех достопримечательностей Агры достаточно одного дня. Можно из Дели приехать на утреннем поезде и вернуться в Дели вечером. Одного дня вполне хватит всё посмотреть.

Многие водители тук-туков и такси уже на вокзале сразу предлагают иностранцам свои услуги в качестве гидов. За 600-700 рупий они отвезут вас к Тадж-Махалу и к Агра Форту. А также вы посетите мавзолей Itmad-ud-Daula. Его ещё называют “Бэйби-тадж” из-за того, что он очень похож на Тадж-Махал, но в миниатюрном масштабе. Туда мы и отправились сразу после Агра Форта.

Итимад-Уд-Даула или Бэйби-Тадж.

Ещё одной частью сокровищ Агры является “Маленький тадж” или “Бейби тадж”, так называют мавзолей Итимад-Уд-Даула местные жители. Он тоже является памятником могольской архитектуры.

Агра. Сокровища Индии
Вход к мавзолею через восточные ворота.
Планировка и архитектруа действительно очень схожа с Тадж-Махалом.
Агра. Сокровища Индии

“…Мавзолей был спроектирован и построен по заказу Нур-Джахан, главной жены могольского падишахаДжахангира, для упокоения праха её отца Мирзы Гийас-Бега, имевшего прозвище Итимад ад-Даула («Опора государства»). Мирза Гийас-Бег был отцом Нур-Джахан и Асаф-хана и дедом Мумтаз-Махал, для которой её муж падишах Шах Джахан I построил всемирно известный мавзолей Тадж Махал. …” (из википедии).

Агра. Сокровища Индии
Агра. Сокровища Индии

Лично мне очень понравилось это место. Здесь малолюдно. Территория мавзолея заметно уступает Тадж-Махалу. Вместе с тем здесь очень уютно, красиво и спокойно, нет суеты.

Агра. Сокровища Индии
Сокровища Индии

“Строительство надгробного комплекса было осуществлено в 1622-28 годах. В оформлении здания, как внутри так и снаружи, были использованы драгоценные камни и золото.

Сокровища Индии

Архитектурный комплекс состоит из четырёх сооружений, выполненных из красного песчаника, размещенных по сторонам света, которые соединены крепостными стенами, центрального сооружения мавзолея с четырьмя минаретами выполненными из белого мрамора и парковой зоны. Комплекс находится на берегу реки Ямуна. ” (из википедии).

Вход платный. Пользоваться квадрокоптерами и дронами запрещено. Также запрещено использовать в фотосъёмке штативы и даже маленькие триподы. К сожалению мы не заметили эти правила, указанные при входе, и на территории мавзолея мой друг достал из рюкзака свой трипод. Установил его и сделал несколько кадров.

Тут же подошёл охранник и забрал штатив.

А при выходе с территории Бейби-таджа, он вернулся к нам с триподом и со своим начальником, который заявил, что за такое нарушение нас могут хорошо оштрафовать, если они вызовут полицию. Звучала сумма в размере 5000 рупий. Конечно наши оправдания не повоздействовали на местного начальничка.

Для дальнейших переговоров мы зашли к нему в офис, где мною была удачно решена наша проблема. Спорить с начальничком индусом было бесполезно. Писать какие-либо объяснительные, которые он предложил, я тоже не стал (лучше этого не делать). Договорились полюбовно. Мы дали ему и охраннику по 100 рупий, после чего улыбка расплылась на его лице. Пожелав друг другу удачи и хорошего дня, мы забрали трипод, пожали руки и расстались.

На автобусе из Агры в Варанаси.

Следующей точкой нашего маршрута после Агры был город Варанаси. Туда мы решили поехать на автобусе. К сожалению прямых поездов из Агры в Варанаси не было. Только если через Дели. Поэтому лучшим вариантом мы посчитали поездку на автобусе. Это оказалось и быстрее, и дешевле.

Билеты я купил через мобильное приложение IXIGO на почти самый последний рейс. Чтобы уже утром быть в Варанаси. В Индии достаточно хорошо развиты автобусные перевозки и на дальние дистанции ходят слипбасы, в которых можно поспать. Билеты на такие спальные места стоят в среднем от 900 рупий. В отличие от поездов, автобусы ходят почти без опозданий. Очень близко к расписанию.

Выселившись из отеля, мы взяли тук-тук и доехали до офиса транспортной компании, где своих автобусов уже ждало немало людей.

Почти вовремя к офису подъехал автобус. Погрузившись мы двинулись в путь. Впереди нас ждал город жизни и смерти, пожалуй самый духовный и религиозный город Индии – Варанаси.

автобусы в Индии
Так выглядит автобус изнутри. Есть в нём и сидячие места.
автобусы в Индии
Моя спальная кабинка. Вполне удобно. Есть кондиционер, плед и бутылка воды.
Телевизор не работал. Да и чистота оставляла желать лучшего.

За всё время движения ночью автобус останавливался пару раз, на небольшой перекус и туалеты. И всё же слипбасы во Вьетнаме мне понравились больше. Они и чище, и современнее.

по дороге в Варанаси
Где-то на остановке в пути.

Читайте в следующем посте: город Варанаси, река Ганга и священные гхаты, обряды и пунджи. Рассказ о Нью-Дели можно почитать здесь.

Если у вас остались вопросы, пожелания и рекомендации, традиционно оставляйте их в комментариях или на форуме для самостоятельных путешественников “Сам по миру”. Я обязательно всё увижу и отвечу. И конечно буду рад лайкам и репостам. За это отдельное спасибо!

Спасибо за репост!
5 1 голос
Рейтинг статьи
4 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии