Туризм в России. Что с ним не так?

Про туризм в России я хотел написать статью давно, очень давно. А именно поделиться с вами своими мыслями о том, что такое внутренний туризм и есть ли он вообще в России. Обращаю ваше внимание на то, что всё что вы прочитаете в этой статье это исключительно моё субъективное мнение. Вы можете со мной не соглашаться и иметь свою точку зрения, это нормально. Поэтому, если у вас будет что сказать и что дополнить или оспорить, пишите свои мысли в комментариях.

туризм в России

Я не буду здесь долго расписывать о том что такое туризм и зачем он вообще нужен для страны. Думаю это и так хорошо всем известно. Уверен многие со мной согласятся с тем, что без внутреннего туризма, страна многое потеряет. Не будет полноценного и эффективного развития инфраструктуры и мелкого бизнеса. И здесь всё очень взаимосвязано. Нет дорог, отелей — нет туристов, нет туристов — нет отелей, ресторанов и так далее.

А России есть что показать и не только иностранцам, но прежде всего своим гражданам. В России огромное количество красивых уникальных живописных и исторических мест. Огромнейшее количество достопримечательностей, городов и деревень. Горы, реки, озёра и степи. Наверное нет в мире страны с таким количеством природных заповедников. И это всё можно посмотреть! Но к сожалению в основном только по телевизору.

Из чего же состоит внутренний туризм?

Я не специалист в сфере туризма. Никогда не работал ни в агентствах, ни в других сопутствующих отраслях. Но даже я прекрасно понимаю, что внутренний туризм состоит прежде всего из точек притяжения людей. Если они есть, то начало положено. Второй главной составляющей является создание соответствующей инфраструктуры. Как минимум нужны дороги, отели, рестораны и магазины. И только тогда люди начнут активно путешествовать по стране. И если с первым у нас вроде бы как всё в порядке, то вот со вторым не всё так гладко. Я бы сказал очень не гладко!

В этой статье я как раз и хотел разобрать вторую составляющую внутреннего туризма в России. Почему или точнее с чем конкретно приходится сталкиваться туристу при планировании своего маршрута, своего путешествия. Какие вопросы возникают при выборе и бронировании жилья, какие сложности приходится преодолевать при перемещении по стране, и сколько всё это стоит. На все эти вопросы я и попытаюсь ответить. Итак, начнём по порядку.

С чего начинать путешествие? Планирование маршрута и покупка билетов.

Всю аналитику и последующие выводы я буду делать на основе своего личного опыта. Поэтому если кто-то планирует и организовывает свои путешествия по другому — без проблем. В ваш огород я лезть не буду.

Итак, любые свои поездки я начинаю с выбора билетов, а точнее с логистики. Ну, во-первых, я определяюсь каким транспортом я буду передвигаться. Самолётами, поездами или автобусами. Нередко мои путешествия состоят из комбинированных вариантов. Например, в один город я еду на поезде, в другой город на автобусе, а в Москву домой возвращаюсь на самолёте. Ну или как-то наоборот. Соответственно определившись с маршрутом я начинаю изучать цены на билеты и расписание рейсов, поездов или автобусов.

Страна у нас огромная, а отпуска не длинные. Проводить много времени в дороге не хочется, поэтому большие расстояния я стараюсь преодолевать самолётами и иногда поездами. И вот тут я сталкиваюсь с первой проблемой — плохим дорожным сообщением между городами.

В России очень мало хороших качественных дорог между населёнными пунктами. Мало магистралей, очень мало железнодорожного скоростного сообщения. К примеру посмотрите на карту Китая:

Весь Китай покрыт густой дорожной сетью. Даже из маленьких городков можно без проблем доехать до любой точки страны. И сравните с Россией. Даже если взять отдельно европейскую её часть, количество дорог заметно меньше. Как правило, все главные магистрали проходят через Москву, Питер и другие крупные города миллионники. Об отдалённых деревнях и поселениях можно просто забыть. Какой уж тут внутренний туризм.

туризм в России

Проблема логистики и транспорт.

Иногда, чтобы добраться до соседнего города, приходится делать немаленький крюк, а это дополнительные утомительные часы. Просто откройте Google карты и к примеру постройте маршруты из Кирова в Пермь или из Твери в Ярославль. И если на автотранспорте ещё как-то можно добраться по относительной прямой, то на поездах это сделать получается далеко не везде. Возможно если бы я был туристом автолюбителем, и имел бы какой-нибудь не убиваемый внедорожник, то и проблем бы не было.

— Нагружай в багажник запчастей побольше, воды, еды и запасных батарей и отправляйся в путь. Но я не автолюбитель. И машины у меня нет. Да и не люблю я автотуризм. Нет у меня никакого желания каждый километр трястись и беспокоится за свою машину. Конечно я рассматриваю только те варианты куда можно добраться общественным транспортом.

туризм в России

Теперь о самом транспорте. Если с поездами более-менее в России всё в порядке, есть комфортные новые современные вагоны, то с автобусами полная хрень! Не спорю, на некоторых маршрутах курсируют хорошие автобусы, с отдельными багажными отсеками, телевизорами в салонах и с биотуалетами. Но в провинциальных регионах до сих пор в ходу обычные маршрутки. В них и самому залезть сложно, так ещё и сумки с чемоданами на колени ставить приходится. В таком сложном положении нужно ехать 3-5 часов по «убитым» дорогам. Согласитесь, сомнительное удовольствие от такого туризма.

Я до сих пор не могу понять, почему перевозчики в России не закупят слип-басы — это такие автобусы в которых можно поспать вытянув ноги. Они оборудованы специальными кабинками или раскладными креслами и пассажир может комфортно лечь в такое место и поспать пока он едет. В своё время я неплохо так путешествовал на слип-басах по Вьетнаму и Индии. Вместо этого туристам в России приходится терпеть, особенно таким высокорослым как я. В общем с автобусными перевозками нам есть к чему стремиться и есть что совершенствовать. Это прежде всего дороги и сам транспорт.

Про железнодорожное сообщение тоже к сожалению хорошего сказать могу мало.

Да, у нас есть комфортабельные и современные вагоны, но в данном случае речь не о них, а о путях. Должны быть скоростные железнодорожные магистрали, как минимум между крупными городами страны. Почему в том же Китае практически во всех направлениях курсируют скоростные поезда? Расстояние в 300 км они преодолевают всего за 1.5 часа, а то и меньше. Ну не круто ли?! И ладно если бы страна у нас была маленькая как Венгрия или Грузия, так ведь нет, она самая большая по площади в мире. Сам Бог велел развивать скоростное движение. И всё же справедливости ради, нужно признать, что пусть и медленными, маленькими шажками, но развитие в ж/д перевозках идёт.

Например, из Москвы до Питера можно доехать на «Сапсане», а до Казани или Нижнего Новгорода на «скоростных» поездах типа «Ласточка». Они «скоростные» не потому что едут быстро, а потому что на их пути практически нет остановок, как на маршрутах с обычными поездами. Ну и скорость у них всё же немного выше.

К сожалению на этом всё. Дальше Казани не то что «скоростные», а даже обычные поезда не ходят! Точнее ходят, но с пересадками и перекладными.

Если вы собрались из Казани во Владивосток на поезде, то будьте готовы к пересадке на другой поезд где-нибудь в Екатеринбурге или Тынде. Прямых рейсов нет! Не спрашивайте меня почему так. Сам не знаю. Зайдите на сайт РЖД и всё увидите!

Авиасообщение в России.

С введением санкций со стороны Запада ситуация в туризме в России изменилась к лучшему. Люди чаще стали отдыхать дома и путешествовать по стране. Выезды за рубеж стали запредельно дорогими. Например, билет на рейс Москва-Дели-Москва компанией Аэрофлот на февраль 2024 года с багажом стоит примерно 100 000 руб. К сведению, в 2023 году я летал в Дели в феврале этим рейсом всего за 28 тыс. рублей.

Что касается внутренних перелётов, то здесь всё выглядит гораздо привлекательней. Ну, во-первых, много самолётов переориентировали на внутренние рейсы. Во-вторых, государство помогает отрасли субсидиями. В связи с этим, цены на авиабилеты по России на некоторые рейсы очень даже адекватные (Москва-Южно-Сахалинск-Москва — 25500 руб). Более того, во многих городах в эксплуатацию стали вводить отремонтированные или построенные заново аэропорты.

И всё же здесь тоже есть свои проблемы. Например, я не понимаю почему из Москвы до Владивостока и обратно можно долететь за 25 тыс. рублей (в пути 8 часов полёта), а из Владивостока до Южно-Сахалинска и обратно почти 20 тыс. рублей (время полёта всего 1 час 35 минут)? Не логично, не правда ли?

Где я покупаю билеты?

Здесь всё просто. В последнее время в России появилось много агрегаторов по поиску и покупке билетов на все виды транспорта. Все они принимают к оплате российские банковские карты МИР. Расскажу про некоторые из них.

Если мне нужно купить авиабилеты, то в первую очередь я использую сайт Авиасейлс. Здесь я ищу нужные мне рейсы и смотрю порядок цен у разных авиакомпаний. Если нахожу то, что мне нужно, то захожу на сайт уже именно этой авиакомпании и покупаю билет уже прямо на их сайте. Рекомендую покупать авиабилеты именно напрямую у авиакомпании, так как потом в случае отказа или отмены путешествия, вы сможете быстрее осуществить возврат билетов и соответственно денег. Конечно если это предусмотрено тарифом. В некоторых случаях деньги вернуть не получится.

Ещё мне очень нравиться сайт OneTwoTrip. Здесь также можно найти билеты на самолёт и купить билеты на междугородние автобусы. Кроме этого у данного агрегатора очень хорошая служба поддержки. Например, у меня недавно был случай, когда у меня сорвалась поездка в пару российских городов. А перед этим я купил билеты, забронировал и сразу оплатил жильё через OneTwoTrip. При этом тарифы за жильё были безвозвратные. То есть если поездка у вас отменяется и вы не сможете приехать и заселится в отель, то деньги за отель вам не вернут.

Вначале я естественно сильно расстроился, но потом решил написать в службу поддержки.

В письме я описал свою ситуацию и указал причину моего отказа от брони (у меня серьёзно заболела мама и из-за этого моё путешествие сорвалось). В ответ менеджер из поддержки мне сообщила, что попробует мне помочь с возвратом, но попросила меня прислать какой-нибудь подтверждающий документ о том, что моя мама больна. Я отправил заключение врача, после чего буквально через три — четыре дня мой вопрос был решён. Мне вернули почти всю сумму, которую я оплачивал. За исключением некоторых штрафов и комиссий.

Билеты на поезда по России я покупаю напрямую на сайте РЖД. В общем то РЖД является монополистом железнодорожных пассажирских перевозок. Поэтому и смысла пользоваться сторонними сервисами нет. Сама система поиска бронирования и оплаты билетов очень простая и удобная. Разобраться очень легко. И ещё одним большим плюсом является то, что билет можно вернуть обратно почти без потери денег. С вас удержат только небольшую комиссию за услугу возврата. Естественно билет подлежит возврату только до начала поездки.

туризм в России

Отели и жильё в России. Ещё одна проблема внутреннего туризма.

Но вернёмся к туризму. Про логистику, дороги и авиасообщение я написал, теперь пройдусь по второй головной боли, по отелям и жилью. И это действительно большая головная боль. Туризм не может развиваться и существовать без достаточного количества отелей, гостиниц, хостелов и прочего жилья разных категорий и ценовых диапазонов. И в этой отрасли туризма у нас действительно беда.

Конечно, за последние годы количество граждан России желающих отправиться в путешествие по стране заметно увеличилось. И это не удивительно. Санкции, отсутствие зарубежных банковских карт, высокие цены на авиабилеты в другие страны, всё это является серьёзными останавливающими факторами. А отдыхать людям хочется, вот и едут они по стране. И тут возникает главный вопрос, а где останавливаться для проживания? И если в крупных городах с этим вопросом более-менее всё нормально, то в маленьких провинциальных городках ощущается острая нехватка номерного фонда.

Туризм без отелей развиваться не может!

Ну, во-первых, из-за санкций все зарубежные известные агрегаторы на территории России не работают. Это Booking и Agoda. Поэтому про них говорить не будем. Вместо них в России появилось достаточно много других сайтов поисковиков отелей и другого жилья. В принципе все они неплохие и свои задачи выполняют.

При планировании своих поездок по России я успел попользоваться такими сайтами как TVIL и OneTwoTrip. Есть ещё популярный агрегатор Островок, но через него я жильё пока не бронировал.

Кстати по ПРОМОКОДУ ROMAN3353 на сайте OneTwoTrip вы сможете получить небольшую скидку на ваш первый заказ.

По сути все агрегаторы похожи и везде очень схожий функционал. Единственная разница между этими сайтами, которая бывает очевидна, это количество предлагаемого жилья. Например, на Твиле вполне богатый выбор отелей, хостелов и прочего жилья даже в небольших городах России, а OneTwoTrip таким выбором пока похвастать не может. Но у него есть хорошая служба поддержки, что тоже немаловажно. На Твиле была одна существенная проблема, которая заключалась в том, что вы не могли забронировать сразу два разных номера. Ну если вы решили поехать компанией и вам необходимо несколько отдельных номеров. Раньше приходилось бронировать вначале один номер, потом другой и так далее. Сейчас ситуация вроде исправилась. Твил доработал эту возможность. И это радует!

Туризм в России.

И всё же очередная проблема внутреннего туризма заключается не в поисковиках, а в самом предлагаемом жилье.

Во-первых, его катастрофически мало. Если вы соберётесь поехать на майские праздники в какой-нибудь небольшой красивый город России, как например Суздаль, Кострому или Баскунчак, то будьте готовы, что адекватного жилья может не быть. Под адекватным жильём я подразумеваю комфортное жильё по приемлемой цене. К сожалению на туристическом рынке всё ещё есть много старых квартир и гостиниц «бабушкинского» или советского типа. Со старой мебелью, неудобными кроватями или диванами, убитыми кухнями и ванной.

Всё что выше уровнем по комфорту и расположению уже значительно дороже и выходят за рамки адекватности (на мой взгляд конечно). И дело тут не в жадности хозяев, а в повышенном спросе и в недостатке самого жилья. Думаю кто часто и много путешествует по России со мной согласятся.

В России очень и очень не хватает нормальных современных отелей с определёнными стандартами. Чтобы и кровати были удобные не только для маленьких людей, но и высокорослых. Чтобы туалеты позволяли заходить в них не боясь что-нибудь сломать или заразится от плесени. WiFi чтобы был везде с хорошим и устойчивым сигналом и так далее. Не хватает в России отелей, не хватает.

Автомобильный туризм и речные круизы.

Здесь я вряд ли смогу быть хоть как-то объективным. Нет у меня машины и по речным круизам я тоже ещё не ходил. Но свои «пять копеек» я всё же вставлю.

Как то несколько лет назад мне довелось побывать на Кипре и там я увидел небольшой кемпинг, на территории которого стояли автодома. Я прогулялся по этому кемпингу. И мне так понравилась сама идея путешествия по красивым местам на своём автофургоне. Возможность останавливаться практически в любом месте, чтобы полюбоваться видами и пейзажами. А на ночлег можно припарковаться в таких специальных кемпингах, где есть точки подключения к электричеству, есть вода и туалеты. И это очень круто!

Путешествие по Кипру. Пафос, Купель и камень Афродиты, Киккский монастырь
Путешествие по Кипру. Пафос, Купель и камень Афродиты, Киккский монастырь

В России, в стране с богатым климатическим диапазоном, с огромными просторами от степей до гор и лесов, к сожалению такой вид туризма совсем не развит. И это печально. У нас нет дорог подходящего качества, нет обустроенных площадок кемпингов, нет целой отрасли, которая бы производила автодома и сопутствующие аксессуары и оборудование. Всё держится исключительно на отдельных энтузиастах. Всё что продаётся сейчас в России в большей части производится за рубежом. И это странно.

Речной туризм тоже оставляет желать лучшего. Во-первых, он очень дорогой. Особенно для путешественников одиночек как я. Во-вторых, в России очень мало современных теплоходов и кораблей туристического класса. Весь речной транспорт, что есть сейчас, это всё суда прошловековой постройки, построенных по советским типовым проектам. Единственное круизное судно современного уровня которое есть в России, было построено в Нижнем Новгороде в 2019 году. Называется оно «Мустай Карим».

Мустай Керим. Туризм в России. Круизы

Каюты этого теплохода выглядят как полноценные номера в хороших многозвёздочных отелях. Собственно и стоит круиз на таком кораблике от 130 000 руб. за каюту с одноместным размещением. И это всего за 4 дня круиза! К слову я не понимаю, почему до сих пор на всех сайтах судоходных компаний цены на круизы указываются за человека (койко-место), а не за каюту в целом? Какие-то отголоски прошлого, не так ли?

И всё же, даже с таким раскладом почти все круизы на сезон 2023 года выкуплены. Это говорит о высоком спросе. Надеюсь этот спрос сподвигнет правительство и наш бизнес ещё активнее работать на развитие отрасли.

Что в итоге? Можно ли путешествовать по России самостоятельно?

Итак, подытожим. Внутренний туризм в России есть. Но он на очень низком, на мой взгляд, уровне. Очень многого нет, но имеется самое главное — места которые можно и нужно показывать туристам и путешественникам. Их в России огромное количество.

Чтобы туризм действительно стал по-настоящему мощной экономической отраслью, необходимо ещё многое сделать. Построить дороги, отели, всю сопутствующую инфраструктуру. Наладить сообщение не только между крупными городами, но и между небольшими населёнными пунктами. Создавать современный речной флот. Обустраивать кемпинги и развивать автотуризм. Улучшить информационное обеспечение. Чтобы любой путешественник, не только из России, смог легко и быстро найти интересующую его информацию, купить билеты и забронировать отели. Человек не поедет туда, куда он доехать физически не сможет или это сделать будет очень сложно.

Спасибо, что дочитали мой рассказ до конца!

Обязательно ставьте лайки и подписывайтесь, если вам понравилось то, что я делаю!

Спасибо за репост!
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Сообщать о
0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии